Пятница, 23 10 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

БЕССИМПТОМНЫЙ ЮБИЛЕЙ

  • Вторник, 13 октября 2020 16:14

Как часто мы учимся чему-то у поэтов?.. Думать, говорить, держаться на публике... Что значит для нас почитать какого-либо поэта? Об одном не замеченном нами юбилее. 24 мая 2020 года исполнилось бы 80 лет одному из наиболее талантливых и успешных литераторов Новейшего времени Иосифу Бродскому. Неожиданно наша культурная общественность оставила юбилей без внимания.  

Скажете: а мы-то здесь, каким боком? Где мы, а где он!.. У нас своих уважаемых юбиляров всегда в достатке... Скажете и на первый взгляд будете правы. Действительно, к нашим белорусским, тем паче к моим западно-белорусским краям творчество и личность всемирно известного поэта с непростой судьбой и таким же непостижимо причудливым творчеством имеет отношение весьма отдалённое. На полках гродненских книжных магазинов без труда можно найти его поэзию, реже эссеистику. Хотя именно за эссе «Набережная неисцелимых» поэту в своё время и был жалован нобелевско-лауреатский титул. Несмотря на то, что к отечественному культурному ландшафту привязать фигуру И.Бродского сложно, прецеденты всё-таки были. В начале девяностых поэт из Минска Владимир Василенко отметился краткой перепиской с И.Бродским. А уж точек пересечения на областном уровне; достоверных фактов, которые так или иначе связывают нас с личностью поэта, найти вряд ли удастся. Трагедия ли это? Досада? Ведь даже о пребывании Владимира Семёновича Высоцкого на территории тогдашней Белоруссии и в частности Гродненской области зафиксировано немало фактов и фактиков. Я лично слышал от одного коллеги красочный рассказ о том, как ему посчастливилось сидеть за столом с «Володей»... В случае с «Осей» в графе «Гродненщина» придётся поставить безрадостный прочерк. А раз так, то и тематических мероприятий проводить нет повода, тем более массовых... Логика, как мы знаем, штука упрямая. Реальность весны-2020 – тоже не подарок. Да и Нобелевская премия по литературе для Беларуси сегодня – явление уже не из разряда космической экзотики. В данной графе у нас, слава Богу, хоть и слегка кривоватый, но всё-таки плюсик.  

Я не ставлю своей целью призывать к помпезным массовым панегирикам и высокопарным славословиям с вознесением портретов Бродского и заламыванием рук по поводу его отсутствия на собственном юбилее. Вовсе нет. В этой связи я хочу поговорить о другом. Оставляя его творческое наследие на откуп исследователям-теоретикам, хочу коснуться персоналистической грани этой довольно яркой, значимой фигуры. И связать эту грань с местными реалиями. Я всегда считал личность Бродского своего рода лекарством от пошлости. Именно так ­– как спасительный антисептик – действует на меня абсолютно всё, что связано с фигурой и литературным наследием майского юбиляра. Подобно кошке, которая в любой позе способна выглядеть грациозно, Бродскому удавалось в любом ракурсе, в любой обстановке сохранять максимальную органичность. Даже наблюдая некоторую фривольность в риторике, не совсем парламентские речевые обороты, Бродского никогда нельзя было уличить в пошлости. Даже мимолётная грубость в устах поэта звучала элементом изящных словес. ...Сегодня я внимательно просматриваю насущный (местный) контент, все эти гродненские сайты, YouTube-проекты, читаю комментарии. Как ни стараюсь взглянуть на это хозяйство с патриотичной симпатией, как ни силюсь пробудить в себе толерантное согласие, приятие – извините, не получается. Не могу почерпнуть ни мало-мальски светлой идеи, ни пусть бранного, но эффектного, убедительного слова. Даже матерясь, грамотно выстроить фразу – задача уже непосильная. Можно замечать всё это либо игнорировать, но взирая на мир отсюда, с местной социально-психологической колокольни, у маститого поэта поучиться можно многому. А если спросить себя: как часто мы учимся чему-то у поэтов?..

Можно по-разному рассматривать эту формулу «где мы, где Бродский». Со скепсисом, с издёвкой, со строгим недоверием и даже непониманием: о чём это он? Зачем всё это?.. Но, согласимся, не получится уличить Бродского в недостатке вкуса, эстетической слепоте. В недостатке всего, что, скажем, хотелось бы воспитать в детях. А вот все попытки спроецировать на нас – здешних, нынешних энергетику его слова, богатство его внутреннего мира, палитру его человеческого обаяния ­– не то чтобы пустая затея. Но грешит абсурдом. И в том, что это так, ничего хорошего я не вижу. А вижу всё больше лиц и персон в высшей степени значительных и привлекательных внешне. Да всё меньше в них искры божией, шарма, породы. Слышу сонмы речей, дельных и по сути правильных. Только звучат они так, что уж лучше бы не звучали вовсе. Пошлость процветает. Пошлость вездесущая и всепоглощающая. По зову сердца, из лучших побуждений, в целях развития, мерах по борьбе... Токсичной субстанцией пошлость разъедает, подтачивает всё и вся, вызывает жгучее чувство стыда и гнев. Штампы, ляпы, безвкусица, бестактность, бесталанность... Всё это растёт, тиражируется и уже почти выглядит нормой. «Мониторить», «олдскульный», «мэйнстрим», «инсайд», «батл», «креатон»... И всё это пышным цветом распускается там, где этого быть не должно. Ведь государством был взят чёткий курс на экологию слова. Неужто позабыт патриотичный лозунг «Всё начинается со своего»? Хостинги и мессенджеры, порталы и аккаунты. Так много всего нам в помощь. А становимся ли мы при этом тоньше, чище как нация, как мiръ в толстовском понимании этого слова? Если же ты воспротивился пошлости, тебе тут же поставят диагноз: возмутитель спокойствия, закомплексованный выскочка, сноб или вообще «эстет» какой-то... К тебе тут же будет применена излюбленная санкция, мера общественного порицания ­– сарказм. Но есть и хорошая новость. Лекарства от пошлости существуют. Только признать необходимость в этой массовой вакцинации от пошлости – означает в собственной неполноценности расписаться. Пострадает самолюбие. Нам же прочно внушили, что не любящий себя других полюбить не способен.  

Я чувствую боль в сердце, когда в поисках выхода всякий раз упираюсь в стену либо проваливаюсь в гулкую пустоту. Таковой стала реальность мая 2020 года. Местные СМИ, родной филфак, областная библиотека – очаги отечественной культуры, генераторы передовой мысли к 80-летию со дня рождения И.Бродского проявили аморфность. Проявили принципиальную непреклонность. Образ поэта, влюбившего в себя весь читающий мир, в его юбилей получился у нас каким-то особенно нездешним и даже ненужным. А может, я что-то упустил, и его следует признать неугодным? Думаю, тоже мимо. Представим себе, «очаги распространения» Бродского на нашей почве найдены. Принёманский край слывёт богатым талантами во все времена. Многим деятелям культуры пришлось испытать горечь изгнания, прощания с Родиной. Символический образ «белорусского Бродского» утопичен и в то же время банален. Сегодня же на волне возрождения национальных святынь, в эпоху собирания «камней» – разобщённых фрагментов истории нашего народа в один монолит многие из моих сограждан одержимы идеей самодостаточности. Ничего лишнего. Чужого не надо. Сами с усами. Чему же учит нас философия разделения на свой-чужой? Независимости, суверенитету в первую голову. Однако, жизнь учит и другому. У всего есть и другая, обратная сторона, игнорируя которую, достичь вожделенной самодостаточности в принципе невозможно. «Инь» обязательно нуждается в «янь»... И тому подобное. Бум самоидентификации белорусов, разумеется, приносит свои плоды лишь посредством участия в этом диалоге различных культурных кодов. Одним из таких тестов на гражданскую зрелость масс может послужить наше толкование общечеловеческих ценностей. Наследие И.Бродского, его личность и судьба объективно являются таковыми. Потому отношение к подобного рода материалу нас как культуру национальную весьма красноречиво характеризует интегрированными в семью мировых культур.

Попробую объяснить неприличное молчание у нас по поводу 80-летия со дня рождения Иосифа Бродского внешнеполитическими мотивами. Возможно, неудобным фактором до сих пор является национальная принадлежность Бродского в сочетании с позицией Беларуси на политической карте мира. Но официальный Минск не замечен ни в антисемитизме, ни тем более, в русофобии. Кое-кто из американских писателей даже удостоился чести быть переведённым на белорусский язык, обзавестись фан-клубами в Минске. Величественная фигура поэта, действительно, весьма неоднозначна по своему скрытому потенциалу и возможному воздействию на воспалённые умы. Как на западе, так и на востоке. Даже сегодня. Тем более, сегодня. Во всём принято искать скрытые смыслы. Эзопов язык, как видно, из дипломатии распространяется и на диалог культур. Не исключено, реверанс в адрес И.Бродского уже не так безобиден, как в его прежние юбилеи, ибо может невольно сыграть роль демарша, политического жеста либо некой декларации. С годами каждый наш шаг неизбежно наполняется общественно-политическим содержанием. Даже если мы безмолвны и неподвижны, это уже знак (позиция, акция). Именно такое хладнокровие к юбилею И.Бродского и наблюдалось у нас, в самом центре Европы.

Какова же мощь этой личности, если даже погребённый за тридевять земель отсюда Бродский продолжает жить, продолжает рассказывать нам о нас... В отношении к нему многое проявляется на уровне нашего поведения, стратегических, идеологических, этических подходов. И речь не только о Бродском, и 80-летии со дня его рождения. Зерно этой дискуссии гораздо глубже. Её проблематика касается таких понятий, как «интеллигенция», «интеллигентность». Разговор о состоянии нашего духа, нашей культуры – культуры изречённой мысли всегда полезен, тем более, что сегодня небезоснователен. 

Драматизм нашего положения заключается в том, что мы в любом случае рискуем. Даже не проронив ни слова, мы рискуем быть непонятыми, рискуем остаться за бортом, в самоизоляции. Писатель Анатолий Бутевич называет белорусов «нацией доноров» (благородных жертвователей, распространителей духовных ценностей). Я убеждён в том, что для нашего достоинства не менее важна чуткая восприимчивость. Во весь голос заявлять о себе можно только внемля многогранному окружающему миру. «Пасад мiж народамi...» А получилось иначе. Получается, один почивший литератор глыбой своего мирового признания может затмить всех нас, ныне живущих.     

Дмитрий Радиончик

 

 

Прочитано 399 раз