Среда, 21 04 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Екатерина Хадасевич-Лисовая: Сказки живут рядом  

В последние годы сложилась настоящая библиотека из книг детской писательницы Екатерины Хадасевич-Лисовой. Жаль, что не так много, как хотелось, о ее творчестве пишет литературно-художественная критика. Но, тем не менее ее книги знают в школе. Писательница – частый гость в библиотеках и книжных магазинах, где довольно оригинально проводит презентации, знакомит со своими героями. Напомним, что Екатерина Хадасевич-Лисовая ‒ молодая учительница, которая живёт и работает на Минщине. О том, как рождаются сюжеты ее произведений, что любит читать её сын Стасик и о других книжных, литературных темах она согласилась поговорить.

‒ Екатерина, вы настойчиво работаете в области детской литературы. Никогда не задумывались, почему именно к детской аудитории обращены ваши устремления?

‒ В начале творческой работы я писала для взрослых. В Союз писателей Беларуси меня принимали в 2006 году по первой книге «На взлёте счастья». Это роман, который был издан в 2004 году. Потом я печаталась в разных газетах и журналах, а также в коллективных сборниках. Работая учительницей начальных классов, каждый день встречалась с детьми. У меня была ежедневная чудесная возможность наблюдать за ними, скажем так, подсмотреть сюжеты для будущих произведений, встретить прототип своего героя. Так всё и было. Создавались сказки и рассказы, нет, я бы даже сказала, что рождались сказки и рассказы, которые я затем печатала в детских журналах «Бярозка» и «Вясёлка». Потом на уроках мы вместе читали произведения и узнавали героев, вовсе не придуманных, а тех, что живут рядом, ходят в один класс с остальными моими учениками. Я поняла, что повторно прохожу необычную литературную школу. Рассказы, вышедшие из повседневной жизни, всегда получали живой искренний отзыв. Каждый хотел стать героем очередного повествования.

А это было хорошим стимулом для более старательной учёбы, улучшения поведения, для самостоятельного анализа поступков. Дети всегда, я в этом просто уверена, хотят быть положительными героями. Был у меня ученик, который остался в нашем классе на второй год. С учёбой совсем не ладилось, постоянно забывал выполнять домашние задания. Ему тяжело было спокойно сидеть на уроках. Энергия из него била как вода из фонтана. Но у мальчика было большое доброе сердце. Один его добрый поступок вдохновил меня на рассказ «Как Ваня хозяйничал», который напечатала «Вясёлка». Одноклассники, сам Ваня, были удивлены, что именно он стал героем произведения. Дети с интересом прочитали рассказ, для кого-то мальчишка открылся уже совсем с другой стороны. И такое открытие стало приятным, учило замечать доброе.

В 2004 году в нашей семье родился сын Стасик. И как-то сами по себе стали складываться колыбельные, стихотворения, сказки. Однажды моя бабушка начала рассказывать Стасику сказку о маленьком барсучонке. Она придумала его. Но Стасик уснул и не дослушал до конца сказку. Вечером, когда уже я укладывала его спать, сын попросил рассказать бабушкину сказку о барсучонке до конца. Пришлось мне придумать, что случилось с тем зверьком, которого мы назвали Буней. Так появилась первая сказка о жителе Чудесного леса. Малышу эта история понравилась. Потом я населяла лес новыми героями, придумывала им приключения. Так и создала книгу сказок «Путешествия в Чудесный лес», которая увидела свет в издательстве «Мастацкая літаратура ».

Иногда мне кажется, что вокруг нас в воздухе просто парят интересные сюжеты, яркие образы. А писатель ‒ это своеобразный приёмник, который во время вдохновения умеет поймать эту невидимую волну, настроится на неё и, пропустив через себя, умеет записать это на бумаге. Иногда достаточно только оглянуться вокруг, чтобы найти нового героя. Даже самые обычные вещи могут подтолкнуть к написанию произведения. Именно такая предыстория появления моей новой книги для детей «Космическая одиссея мальчика Стасика». С прототипом главного героя мальчика Стасика всё ясно… Почему я решила отправить его в космос? Сюжет был прямо перед моими глазами, оставалось просто увидеть его. В комнате сына наклеены обои, на которых среди звёзд и облаков нарисован маленький мальчик. Он качается на месяце, будто на качелях, сладко спит на облаке, катается на овцах, которые тянут сани… В такой комнате ребенку обязательно должны сниться звёздные сны и настоящие космические приключения. Десять сказок о Стасике и Звёздном мальчике (так я назвала героя, который был нарисован на обоях) вошли в книгу «Космическая одиссея мальчика Стасика», которая вышла в свое время издательстве «Литература и Искусство».

‒ А на каких детских книжках вы сами были воспитаны?

‒ Мне в детстве много читали, в основном это делала бабушка Евгения. Её школьные годы были прерваны войной, она не получила хорошего образования. Но книгу считала настоящим сокровищем, и такое убеждение передала нам, своим внукам. Бабушка постоянно интересовалась книжными новинками, покупала много книг. И свой выбор делала в пользу отечественных писателей и книг на белорусском языке. И хотя я училась в русской школе, да и вокруг звучало больше русского языка, но родной белорусский с малых лет слышала и знала. Кстати, бабушка Женя разговаривала на белорусском языке. В детстве мне очень нравились народные сказки. Ясно, перечитали ‒ и по несколько раз ‒ все белорусские народные сказки. Потом бабушка покупала и читала сказки других народов. Например, у меня была чудесная толстая книга киргизских сказок, причём, на белорусском языке. Хорошо помню красиво изданный сборник «Бацькаў дар», кажется, издательства «Юнацтва». Сколько раз перечитывала любимые сказки! Ещё очень понравились повести Владимира Машкова «Между «А» и «Б»«, «Как я был вундеркиндом» и другие. Вообще в памяти много книг, изданных в минском издательстве «Юнацтва». Сегодня многие издательства занимаются выпуском детской литературы. Но жаль, что нет одного издательства, которое бы занималось исключительно детскими книгами. Может быть, тогда и критика более внимательно относилась к обсуждению вопросов развития детской литературы..?

‒ Вы, очевидно, часто встречаетесь с детьми не только на уроках… Какие, на ваш взгляд, наиболее важные, волнующие проблемы, вопросы у юных читателей?

‒ Конечно, у детей, как и у взрослых, ‒ свои проблемы, вопросы, которые волнуют именно их и только их. Для каждого возраста свои заботы. У меня со многими ребятами ‒ настоящие дружеские отношения. Во-первых, и самые юные, даже самые маленькие из них, поверьте, думают о получении хорошего образования. Всех волнует будущая профессия, будущее место работы. Часто приходится разговаривать об отношениях мальчишек и девчонок со взрослыми, учителями. А ребята постарше, молодёжь обсуждают недостаток полноценного реального общения с друзьями…

‒ Неужели интернет в этом виноват? Как-то часто мы об этом говорим…

‒ Так и есть. Всё хорошо в меру… И, конечно же, подростков, юношей и девушек всегда волнует тема трепетных чувств, тема любви…

‒ И надо полагать, всё это станет темой не только ваших новых сказок?..

‒ Пока пишу для самых юных. Но, наверное, вместе с младшими школьниками расту, иду вперёд. И, возможно, скоро в мои произведения для детей придут другие сюжеты. Я верю в это.

 

Кирилл Ладутько

Прочитано 696 раз