Пятница, 05 06 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Путеводная звезда Абая

  • Пятница, 03 апреля 2020 11:49

​Наследие гениального сына казахского народа воплотило в себе широту мировоззрения и философии не только степной кочевой цивилизации, но и всего человечества.

История без преуменьшений

Сегодня в отечественной литературоведческой науке окончательно утвердилась роль Абая как классика, критика-реалиста и национального поэта. В дейст­вительности национальных акынов такого классического уровня в истории казахской литературы было немало и до Абая, и после него. Так в чем же его уникальное превосходство? Почему мы добавляем к его имени эпитеты «великий» и «гениальный»?

Если в истории человечества мы обратим внимание на великие личности с мировой славой, то убедимся, что главные их особенности проявлялись в способности широко охватить и глубоко осмыслить глобальные, общечеловеческие проблемы и ценности. Благодаря этому их труды и размышления изучаются всесторонне, а сами они получили известность как яркие личности, заложившие основы глубокого научного восприятия различных моментов жизни человечества.

В минувшую эпоху идеологический курс Коммунистической партии на создание единого советского общества не позволял и не допускал даже мысли сравнивать Абая с прославленными мировыми гигантами и поднимать его имя на их уровень. В советские годы все представлялось таким образом, чтобы мы перестали верить, что являемся неотъемлемой частью истории мировой цивилизации, внесли и продолжаем вносить вклад в развитие общечеловеческой мысли. В полном объеме достойная история казахского народа не освещалась.

Ее высокое значение замечательно раскрыл в своей аналитической статье «Семь граней Великой степи» Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев.

Сегодня Абай представлен в истинном свете – как величайший национальный поэт-гуманист. Молодое поколение познает его как замечательного мастера художественного слова, глубоко раскрывшего все стороны жизни казахов своего времени.

Но если бы он оставался известным поэтом на национальном уровне, то не превзошел бы современных ему акынов-классиков. Общеизвестно: чтобы народный акын поднялся на уровень гения, он должен выражать в своем творчестве общечеловеческие ценности. Вот с этой позиции и хотелось бы высказать ряд основополагающих мыслей.

 

«Имя славное мое – человек»

Вечная проблема человеческого общества – сам человек. На протяжении всей жизни он познает самого себя и наряду с этим модернизирует себя. В наше время, по завершении 4-й индустриальной революции и с началом 5-й, появлением искусственного интеллекта, в повестке дня особенно актуальной становится проб­лема духовного развития и познания человека. Вот и Абай в свое время занимался познанием человека, эта тема стала золотой сердцевиной его произведений.

Абай рассматривает назначение человека с двух сторон: как человека и раба этой жизни. Для акына главным стало первое. В своих стихах Абай высоко возносит предназначение человека: «Имя славное мое – человек», «Человеком меня зовут...».

Поэт-философ воспевает в соз­данных им произведениях главные качества, присущие людям, и поучает: «Если хочешь быть человеком, избегай пяти вещей и к пяти стремись». Избегать Абай призывает такие пороки, как сплетни, обман, хвастовство, лень, транжирство. К сожалению, ни сегодняшнее казахское общество, ни человечество в целом так и не избавились от них.

Пять лучших положительных качеств – стремление к образованию, трудолюбие, глубокая мысль, умеренность, благожелательность, – как призывал поэт, должны служить примером для подражания. Эти качества одухотворенной личности до сих пор не потеряли актуальности в контексте развития всего человечества. Великий акын постоянно занимался пропагандой этих важных положений, что в итоге нашло полноценное отражение в сформированном им учении о полноценном человеке.

Духовное развитие великий Абай всегда ставил во главу угла. А человеческие потребности делил на потребности тела и души. При этом особо подчеркивал, что в первую очередь формируют и удовлетворяют человека лишь духовные запросы. В своих философских размышлениях поэт утверждал вечные истины о том, что тело – временно, а душа – вечна:

Помрет тело, но человек

не умирает,

Хоть не вернется, не смеется

и не играет.

Лишившегося тела

Лишь глупцы умершим

называют.

Безусловно, в своих стихах Абай поднимает философский вопрос мирового масштаба.

Далее великий акын затрагивает такой же глобальный вопрос развития «вечной человеческой души». И на свой же вопрос «какие качества присущи такой душе?» отвечает: «Три качества достойны человека: горячая отвага, светлый ум, теплое сердце». Подводя итог сказанному, поэт призывает: «Отвагу, ум и сердце береги,⁄Тогда лишь будешь полноценным человеком».

Культ сердца и любви

В вопросах образования и воспитания полноценного человека Абай ценил стремление к наукам и знаниям. К примеру, в его «Словах назидания» (17-е слово) Воля, Разум и Сердце спорят с Наукой, стремясь выяснить, кто из них важнее.

Поэт обращается к Науке: соедини их, и пусть они подчиняются Сердцу. Тем самым он выдвигает Сердце на первое место, говоря от его имени: «Я – владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа оби­тает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте, и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стал бы я делать различия между людьми. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, совесть, милосердие, доброта – все исходит от меня».

В «Словах назидания» акын задает следующий риторичес­кий вопрос: «Есть ли у живого человека более уязвимое мес­то, чем сердце?» И рассуждает о том, что сердце является выразителем эмоций и чувств, говоря современным языком, эмоционального интеллекта. Среди драгоценных человечес­ких качеств поэт-мыслитель в итоге выдвигает на первое мес­то сердце, тем самым формируя культ сердца.

Культ сердца – золотой стержень абаевского гуманизма. По его пониманию, сердце является золотым гнездом всех лучших человеческих качеств в мире: честности и справедливости, духовной чистоты, добра и святости, порядочности и милосердия.

Абай в своем гуманистическом учении представляет главным в человеке сердце и завещает сохранять его в чистоте, не марая четырьмя пороками: хвастовством, корыстолюбием, равнодушием и халатностью.

А наиболее драгоценным качеством, изливающимся из серд­ца, согласно Абаю, является чувство любви. В своих произведениях это чувство акын превращает в культ гуманис­тической идеи, он показывает его как самое лучшее качество души. Гениальный мыслитель и философ завещает человечеству с любовью воспринимать и беречь три святых чувства.

Первое – любить Бога, второе – любить человека, сотворенного Богом с любовью, и, наконец, третье – любить справедливость как путь истины:

С любовью создан Аллахом

человек.

Люби его всем сердцем ты свой

век.

Как родных людей воспринимай,

И в сердце справедливость

не теряй.

Истина в том, что великий казахский акын поднял идею любви к человеку на гуманис­тические высоты: «Люби человека, Аллаха истину познай. Нет более святого в этом мире». Начав с этих строк, он поднимает мысль до общечеловеческой идеи: «Люби как родных все человечество».

Невежество – слепая вера

Казахский мыслитель и философ воспринимал справедливость как заложенный Богом путь истины и утверждал, что любить и соблюдать справедливость – долг каждого здравомыслящего человека. Только соблюдающий такой путь человек достоин уважения. Сформулированная казахским гуманистом истина – справедливость имеет огромное значение в жизни каждого человека и является основным критерием развития общества – имеет общечеловеческое значение.

Абай почитал Бога единственным Творцом:

Правда в Аллахе,

И правда – в словах Аллаха.

Правдивое слово обманом нельзя назвать.

Много книг к нам пришло от Аллаха,

Четыре из них Его помогают познать.
Поэт-гуманист утверждал, что Аллаха нужно понимать умом и любить всем сердцем, а слепую веру, по его словам, в казахской степи почитают невежеством. Сам Абай глубоко исследовал не только ислам, но и христианство, иудаизм, буддизм. Так, сюжет для своей поэмы «Искандер» он взял из еврейской Торы. К сожалению, взгляды Абая на веру до сих пор остаются неизученной темой.

Таким образом, великий акын стремился всесторонне раскрыть сложное моральное состояние не только казахского, но в целом человеческого общества. Он по-новому осмыслил вечные проблемы, которые сопровождают людей с момента их появления на свет.

Помогло ему в этом чтение и глубокое изучение трудов ученых Востока: Физули, Шамси, Сайхали, Навои, Сагди, Фир­доу­си, Хафиза, русских поэтов и писателей: Василия Жуковского, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, демократов-разночинцев Виссариона Белинского, Николая Добролюбова, Николая Чернышевского, Александра Герцена. И конечно, европейских поэтов Джорджа Байрона, Иоганна Гете, философов Сократа, Спенсера, Спинозы, Бейля, Дж. Милля, ученых-исследователей Абылгазы Бахадура, Бабыра, Бичурина, Аристова…

Драгоценные мысли Абая, ставшие квинтэссенцией его глубоких размышлений, и сегодня не потеряли своего значения. В настоящее время завещания Абая наполняются новым содержанием и служат возрождению и модернизации общественного сознания.

Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев так сказал об Абае: «Мир Абая – наша путеводная звезда. Она не позволит нам сбиться с пути. По ней мы определяем свои главные ориентиры. На все сложнейшие, смущающие душу вопросы он давным-давно ответил. Внимая Абаю, прислушиваясь к его советам, еще тогда можно было направить великое кочевье по верному пути».

В статье Президента Казах­стана Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в ХХІ веке» подчеркивается, что прежде всего «мы должны пропагандировать Абая как культурный капитал нации»: «Поэтому Абая необходимо широко представить мировому сообществу как бренд нового Казахстана. Это долг нынешнего поколения».

Нет сомнения, что сегодняшние добрые дела, которые происходят в Казахстане и свидетелями которых мы являемся, служат этой великой цели. Так будем здравствовать и дойдем до тех светлых дней, о которых мечтал Абай.

 
Кенжехан Матыжанов, директор Института литературы и искусства им. М. Ауэзова, доктор филологических наук, заслуженный деятель РК
Прочитано 500 раз