Понедельник, 25 05 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Размышления 16-летней писательницы Софии Ворсы о бездушии образцовой системы

  • Четверг, 16 января 2020 12:19

Школа... Год 2134-ый...

«Конец августа 2134 года. Школа образцового образования высшей ступени. Старый и уютный кабинет директора — шкафы из темного дерева, паркет, мебель в стиле французской классики. На столе ноутбук. Входят директор Дмитрий Григорьевич и учительница Алиса Александровна. Педагог — светловолосая женщина с модной стрижкой — одета стильно и ярко: пиджак цвета морской волны и широкие белые бриджи, красивая белая блузка. На ногах — кожаные слиперы. В руках планшет».

Именно так начинается пьеса в двух действиях юной писательницы Софии ВОРСЫ. Меньше года назад к 15-летней девушке обратились с просьбой написать произведение специально для социального проекта — детского театра-студии «Театр без границ», где основу актерской труппы составляют дети из приемных и многодетных семей. Его создала актриса и журналист Екатерина САКОВИЧ. На конкурсе «Миссис Беларусь — 2018», где девушка победила, она представляла именно этот социальный проект, и ее услышали такие же одержимые люди. Идею поддержали Минский городской институт развития образования (МГИРО) и городской клуб замещающих родителей «Улей». Сегодня нюансы актерской профессии в нем осваивают 18 парней и девушек в возрасте от 9 до 17 лет. 

Автограф-сессия.

Автограф-сессия.

Прожить свою историю

— Мы решили создать специальное окружение, которое позволит детям с непростой судьбой найти себя, раскрыться через творчество, осуществить свои мечты и заново научиться смотреть на мир широко раскрытыми добрыми глазами, — говорит начальник управления координации повышения квалификации специалистов воспитательной, социальной и психологической служб Минского городского института развития образования Нина ЗАХОЖАЯ.

Театр — это общая семья, и родители детей также стали ее активными закулисными членами. Все, кто причастен к проекту, надеются, что когда они вместе со своими детьми «проживут» хоть одну пьесу, это поможет им найти общий язык: не секрет, что дети из приемных семей часто обманывают себя, и какой бы ни была хорошей приемная мама, родная мамочка в их представлении все равно лучшая. Они будут сожалеть о том, что у них не сбылось, и жить с болью и обидой в сердце. А если дети научатся проживать чужую историю, то смогут прожить и свою.

— Я давно выступаю на сцене и прекрасно понимаю, насколько важно для человека быть раскрепощенным, не бояться публики, избавиться от комплексов и войти во взрослую жизнь без страхов и обид, — подхватывает Екатерина. — В театре подростки учатся вести себя перед зрителями, работают над психофизикой, пластикой тела, развивают внимание, наблюдательность, умение фантазировать и импровизировать. Мы очень много внимания уделяем чтению пьес. Признаюсь, это мой самый любимый жанр. И когда вместе разбираем произведение, дети заполняют свою нишу ценностей. Также вместе посещаем театральное закулисье (у нас есть друзья в Театре кукол, Русском драматическом театре), от чего наши воспитанники просто в восторге. Кстати, в освоении театрального мастерства им помогают актеры и режиссеры профессиональных театров. Для меня неважно, выберут ли они в дальнейшем актерский путь (если это случится, я буду, конечно, очень рада), главное — помочь им раскрыться.

Между прочим, хотя театр действует всего второй год, к юным актерам уже пришел первый успех. На международном фестивале искусств @mfest minsk в ноябре прошлого года его воспитанники Екатерина Ветрова и Роман Пашкевич завоевали диплом лауреатов первой степени с театральной миниатюрой «Поиграем во взрослых».

Неожиданное предложение

Встреча юных актеров «Театра без границ» с автором.

Встреча юных актеров «Театра без границ» с автором.

Естественно, особенному театру требуется особенный драматург, который писал бы о том, что волнует именно подрастающее поколение. София Ворса — хоть и молодой автор книг для подростков, но уже широко известный. В 2018 году она стала победительницей литературного конкурса «Новые имена» в Болгарии, обойдя 500 конкурсантов, и лауреатом международного литературного конкурса «Славянские имена» в той же стране. Является членом Международного союза писателей имени святых Мефодия и Кирилла (Болгария).

Написав повесть «Город слепых перекрестков», девушка стала лауреатом конкурса «Человек безбарьерной среды — 2019» Министерства культуры и обладательницей премии Минского городского Совета депутатов. В книге она рассказала об инклюзии в обществе честно и открыто.

Также София — номинант Национальной белорусской литературной премии 2019 года. Совсем недавно юная писательница получила звание лауреата специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, а Российский союз писателей представил ее к награждению медалью Антона Павловича Чехова. Торжественная церемония пройдет в Москве 26 января. Эссе автора печатаются в России, Японии, Литве, Польше, Греции... Но предложение написать произведение для «Театра без границ» девушку чуть озадачило.

— Идея у меня уже была, но, честно говоря, я никогда не думала, что напишу пьесу. Это не очень знакомый мне жанр, поэтому большая часть работы заключалась в том, чтобы читать другие пьесы, изучать законы их построения, то, как выстраиваются диалоги, как все это оформляется. Начала писать пьесу в марте, а ближе к концу лета все переписывала, потому что в процессе создания произведения ты развиваешься вместе со своим текстом, в том числе меняются и твои взгляды на героев. Екатерина и ее воспитанники вдохновили меня на эту работу. Сначала принесла им первую часть, мы советовались, и только потом писала вторую. Я считаю, что каждый человек — личность, в том числе и маленький, однако взрослые часто забывают об этом. Они навязывают детям свои взгляды, представления, каким должно быть их будущее, но на самом деле только портят им жизнь.

Бредовые идеи?

Пьеса Софии Ворсы затрагивает серьезные темы. Красной нитью в тексте проходит проблема формирования человечности и искренности, уникальности человеческой личности. Главные герои — учительница Алиса Александровна и директор Дмитрий Григорьевич — отправлены автором в далекое будущее — в 2134 год, где действует Министерство образцового образования...

«А что с этим поколением? Что с этими детьми? Им всего пятнадцать лет, а у них взрослые глаза. Они устали от жизни. Но позвольте, они же еще и не жили, они ничего не знают об истинной жизни. Это ненормально, и, думаю, именно поэтому вы поставили меня на этот класс, — говорит директору школы учительница Алиса Александровна, которой достался 9 «А». — Вы знали, что я не стану мириться с классом, где растут уже взрослые люди. Вы знали, что детские рассказы о лете, которые больше похожи на отчеты о рабочей командировке, приведут меня в ужас».

Кстати, ученики 9 «А», вместо того чтобы летом отдыхать, изучают программу следующего класса, ходят на курсы цифровой лингвистики, а поездку к родной бабушке считают бесполезной тратой времени.

Особая роль в пьесе отводится письмам, которые выпускники школы писали своим учителям, друзьям, родителям или будущим девятиклассникам: через них поднимаются важные социальные проблемы безотцовщины, отношения к людям с ограниченными возможностями, подлости, предательства, верной дружбы, интереса к выбранной профессии.

Постепенно лед между детьми и учительницей тает и ужасная взрослая отчужденность исчезает. Но выясняется, что избавлять от бездушия надо и их родителей, и всю эту образцовую школьную систему.

«Мы заносим в головы детей бредовые идеи о любви, доброте и человеческом счастье, а должны подтолкнуть к выбору нужной профессии и мечтаниям о карьерной лестнице», — констатирует директор школы Дмитрий Григорьевич.

«Неужели они не понимают, что карьера — не главное, профессии они научатся. Главное — научить человека уважать мнения и чувства других людей, заложить принципы, которые помогут всегда оставаться человеком», — говорит учительница, которая мечтает о реформе языка, которая позволила бы сделать слово« человек» главным существительным.

Руководитель социального проекта Екатерина Сакович и автор пьесы «День учителя» София Ворса во время презентации произведения в Общественном пресс-центре Дома прессы.

Руководитель социального проекта Екатерина Сакович и автор пьесы «День учителя» София Ворса во время презентации произведения в Общественном пресс-центре Дома прессы.

«Министерство образцового образования считает, что то, чему мы учим наших детей, вредно и недопустимо», — отвечает ей директор.

Некий функционер, который боится потерять иллюзию собственной значимости, требует от него уволить учительницу, а во время проверки, назначенной Министерством образцового образования, показать им детей, которые стремятся стать цифровыми лингвистами и IT-специалистами.

За свои взгляды учительница окажется в тюрьме, а директор уволится, потому что не хочет учить детей тому, во что сам не верит, и не хочет дальше жить в страхе перед проверками. И все-таки пьеса не могла закончиться на такой грустной ноте. В финале главная героиня выходит из тюрьмы, где ее встречают с любимыми цветами бывшие девятиклассники, теперь уже бывший директор школы и поздравляют с Днем учителя.

У новой книги Софии Ворсы есть одна особенность: она печаталась как трансформер, и если ее перевернуть, то можно прочитать текст на белорусском или русском языке. К тому же издание отделано многочисленными иллюстрациями Маргариты Тиханович. «Она делала рисунки ко всем моим книгам. Мы с ней отлично чувствуем друг друга, и я полностью ей доверяю», — говорит писательница.

Репетиции спектакля по пьесе Софии Ворсы уже начались. Весной «Театр без границ» планирует показать его на международном театральном фестивале в Израиле.

На вопрос, не будет ли София против, если ее пьесу захотят поставить в каком-либо другом театре, девушка скромно ответила: «Это будет для меня честью».

Надежда Николаева

Фото автора и «Театра без границ»

Источник: Звязда

Прочитано 239 раз