Воскресенье, 20 09 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Амантай Ахетов. Духовное наследие степи

  • Четверг, 20 августа 2020 10:42

Каждый народ вносит в калейдоскоп мира свои яркие цвета и оттенки. Если одни народы оставили после себя величественные архитектурные сооружения, чудеса инженерии и величайшие научные открытия, то степные номады оставили миру великолепные эпические сказания. Поэтическая душа кочевников была всегда восприимчива к искрометному слову, которое соколом вырывалось из груди степных бардов.

 

Поэзии орлиный взлет

 

Мы можем гордиться богатейшим духовным наследием предков. И хотя у нас не осталось богатых архивов, как у оседлых народов, а те, что имелись, были уничтожены во время иноземных набегов, кочевники из уст в уста передавали сокровищницы народной мысли. Слетая с уст сказителей, мудрое слово обретало поистине орлиные крылья и начинало свой полет по Великой степи, сохраняясь в сердцах потомков и формируя их мировоззрение, честь и гордость. Именно благодаря могучим духовным истокам казахи смогли сохранить самобытную культуру и чистоту своего поэтического языка, хотя на протяжении почти десяти веков подвергались нашествию арабов, монгол, джунгар. Обретение независимости открывает перед народом новые возможности приумножения лучших традиций степной цивилизации.

Бытующее порой мнение, что кочевники не создали такой культуры, как оседлые народы, опровергается археологическими исследованиями, которые свидетельствуют, что наши далекие предки был не только воинами и скотоводами, но и создавали великолепные памятники культуры. Достаточно увидеть подземный храм Шахбагата в Мангыстау, вырубленный в монолитной скале почтит тысячу лет назад. Нем воплощены древние традиции искусства кочевников и другого такого сооружения на территории азиатской части бывшего Союза нет.

В период средневековья в южных регионах Казахстана имелись десятки цветущих городов с прекрасными дворцам и мечетями, величественными мавзолеями. Процветали ремесла. Но превыше всего ценилось искусство степных акынов.

         …И только погружались дали

         В таинственный ночной покров,

         В мерцающем огне костров

        Устам акынов все внимали.

 

         В порыве грусти и печали,

         Под тихий перебор домбры,

         Событья дивной старины

         В устах сказителей звучали.

 

         Добро в них побеждало зло,

         Страданья завершались тоем,

         Батыра ожидал пред боем

         Крылатый спутник под седлом.

 

         И голос на степенной ноте

         Уводит в глубину веков,

         Где блещет мудрость бедняков

         И честь с достоинством в почете.

 Именно в казахской степи голос поэта ценился выше всех благ и ему внимали даже властители. Поэтому можно утверждать, что поэтическое искусство отображало вольнолюбивый дух казахов и извечное стремление к правде и справедливости.

      

        Истоки мудрости народа    

 

Истоки казахской философской мысли уходят далеко в глубь веков, о чем свидетельствуют бессмертные творения духовного наследия. Недаром в современном казахском языке до сих пор блещут крылатые слова, меткие сравнения и художественные образы, содержащиеся в надписях на камня в честь Куль-Тегина, Тоньюкука, Бильге-Кагана и последующих тюркских предводителей.

Выдающий письменный памятник в 9 веке оставил прославленный певец и музыкант, выразитель древней народной мудрости Коркут-ата. Многие изречения из его книги до сих пор служат основой народных поговорок, наставляя людей на путь истины и благоразумия.

«Гордых людей бог не любит;  человеку, высоко поднимающему грудь, счастья не будет… Если накинуть уздечку на голову черного осла, он мулом не станет; если надеть платье на служанку, она барыней не станет… Дочь без примера матери наставления не примет, сын без примера отца угощения не устроит… Питаясь травой, местные пастбища знает дичь; следы далеких путей знает верблюд; бремя тяжести вьюков знает мул; от кого родится  сын знает мать».

На формирование психологии и духовных взглядов казахов огромное влияние оказал выдающийся мыслитель Востока Абу Наср аль-Фараби. Именно через его труды вложено в народ уважение к знаниям, стремление к совершенству, формирование лучших моральных качеств. До сих пор аксакалы наставляют детей, будто цитируя его трактат «Указание пути к счастью».

«При умеренной еде достигается здоровье, при умеренном труде приобретается сила, точно также хороший нрав достигается при умеренных действиях. Если нет того, за счет чего достигается здоровье, то нет и здоровья, точно также, когда действия отклоняются от меры и к этому привыкают, хорошего нрава не получится».

И разве не созвучны сегодняшней жизни его наставления:

«Среди честолюбивых людей могут  быть такие, которые любят почести не ради них самих, а ради богатства. Многие из них желают, чтобы им оказывали почести другие только ради получения этого богатства от них или от других. Они жаждут власти и повиновения, чтобы благодаря этому получить богатство его на увеселения».

К изучению наук призывал и Юсуф Баласагунский, оставивший первый дошедший до нас источник светской литературы, написанный на языке древних тюрков. Его трактат «Благодатное знание» до сих пор остается источником мудрости и наставления об искусстве общения между людьми, о пользе и вреде слова, о хороших и плохих поступках.

«Чуждайся дурного, будь добрым всегда,

Все блага найдут к тебе путь без труда.

От зла будь подальше – в нем гибель твоя.

Зло – насмерть разящая ядом змея.

И близко к себе не пускай болтуна,

Он людям предаст твои тайны сполна.

Другим не завидуй,  хмельного не пей,

Два эти порока – источник скорбей.

Во всем и всегда будь и сдержан и строг,

В умеренных действиях – счастья залог.

 

Наставников святые проповеди

 

Великим духовным наставником народа является Махмуд Кашгарский, автор выдающегося древнетюркского письменного памятника «Диван лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). В этой своеобразной энциклопедии эпохи содержится информация о разных  сферах социальной и культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана, немало интересных и оригинальных идей. Многие страницы посвящены духовному формированию личности, проповедуют мудрость, благородство, осуждают алчность, трусость, подлость, низость. Человек в его понимании должен любить жизнь и труд, стремится к знаниям, бороться за свое счастье.

 «Любовь держат в тайне, она обнаруживается в день разлуки.

Не приступай к делу поспешно, осмотрись, не спеши.

Если к тебе придет бедный и убогий гость, скорее накорми его.

Хитрец смотрит в  лицо, словно вор.

Скопив богатство, думай что это низвергся поток воды,

Словно валун катит оно своего обладателя вниз.

Все мужи испортились из-за вещей,

Увидев имущество кидаются на него словно гриф на добычу.

О пропавших вещах не грусти, поменьше о них сожалей.

Тяжкий груз своих дел не взваливай на другого.

Найдя мудрого мужа, следуй ему и учись его знаньям».

Суфийский поэт Ходжа Ахмед Яссауи, творивший в Туркестане, оставил после себя трактат «Диван-и хикмет» («Книга о премудростях», в которых призывает бедных и простых людей к аскетизму и терпению, обличает угнетателей народа и неправедных представителей ислама. Аскетическую жизнь человека поэт рассматривает как путь к нравственному совершенству. Он умело приспособил свое нравоучение к народным традициям кочевников. Впервые этот труд был издан в Казани в 1878 году и оказал огромное влияние на первую плеяду казахской интеллигенции. 

«Я ищу сердца бесприютных, бедняков, сирот и нищих.

А гордых и самодовольных людей избегаю.

Увидев человека огорченного, будь для него целителем,

Встретив такого человека – сопутствуй ему.

Кто будет заботлив к одиноким, бедным и сиротам,

Тот заслужит одобрение и помощь от Бога…».

И опять мы находим ответы на острые социальные вопросы, как будто поэт обращается непосредственно в наши дни:

Прежней щедрости в нашем народе нет,

Правды истинной давно стерся след.

Тот, кто был ученым мужем, знатоком,

Стал насильником, льстецом или дураком.

В том и сила истинных духовных наставников народа, что их голос не теряет силу и значение через века, служит оплотом нравственных ценностей, помогает обрести свою человеческую сущность.

Именно такие люди формировали этнический характер и народную философию, определяли мировоззрение простых кочевников, великих соразмерной степному раздолью душой и преодолением выпадавших на их долю испытаний.

 

В будущее с ценным багажом

 

Эстафету великих духовных наставников подхватили позднее безвестные степные сказители, заложившие основу мощного пласта устного народного творчества. Запечатленные в преданиях события выражали идеалы кочевников, служили утверждению единых обычаев и традиций, формировали единое мировоззрение казахов.

Мы прикоснулись лишь к малой вершине айсберга духовного наследия казахского народа, выражающего миропонимание, самосознание, нравственные принципы и представления народа. Жители степей во все времена высоко ценили искусство слова, тянулись к вложенной в него мудрости, внимательно ловили все нюансы вложенного в них смысла. Поэтому можно смело утверждать, что обращение к народной культуре, ее духовным истокам, размышления о нравственных основах бытия благотворно сказываются на формировании новых поколений потомков великих номадов, пробуждая гордость за свою нацию. 

Пережив все тяготы и катаклизмы, казахский народ вступил в новое тысячелетие, сохранив многовековую самобытную и богатейшую культуру и полон новых крылатых надежд, связанных с обретением независимости. И в этом достойном пути пусть всегда сопутствуют великие учителя и духовные наставники.

Амантай АХЕТОВ, заслуженный деятель Казахстана, поэт, прозаик, публицист

Фота caravan.kz

Прочитано 113 раз