Суббота, 04 07 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Гейсар и Салман

  • Понедельник, 12 ноября 2018 16:05

Статью «Гейсар и Салман» написал один из современных иранских поэтов и прозаиков – Абдул Джаббар Какаи – по случаю годовщины смерти двух знаменитых поэтов Исламский Республики Иран.

Два иранских поэта – Салман Харати и Гейсар Аминпур. Их судьбы похожи, многое объединяет в творчестве. И в тоже время, каждый из них индивидуален.  Салман Харати, погиб в аварии тридцать два года назад,  31 октября 1986, в возрасте 27 лет. В 47 лет, 30 октября 2007 года, ушел из жизни поэт Гейсар Аминпур, после травм, полученных в аварии.

Оба поэта родились в 1959 году. Их  литературные произведения включают в себя стихи с революционными идеями, вдохновленные строки для воинов и солдат в годы ирано-иракской войны.  

Гейсар Аминпур занимает особое место среди поэтов, которые вошли в поэзию в шестидесятые годы. У него был  особый творческий  взгляд, и, зная классические формы персидской поэзии, он умело применял эту технику  в своих стихах. Многочисленные формы персидской поэзии отражались в его стихах красиво и содержательно. В отличие от других революционных поэтов шестидесятых годов, которые в своих работах передавали только смысл и учение исламской революции и войны, Аминпур старался не упускать литературно-эстетического компонента. В поздних своих произведениях он фактически отделяется как эстетически, так и интеллектуально от многочисленных поэтов своего времени. 

Важно отметить, что мысли, которые он передавал в своих стихах, будучи даже новичком, несли более глубокие идеи, чем у его современников.  Хотя изначально он находился под влиянием страсти революции, эпохи войны и явно следовал идеологическому и, скорее всего, анти-модернистскому взгляду в своих работах, но в последующие этапы жизни  это выглядело весьма умеренно. 

Гейсар Аминпур, Салман Харати и многочисленные революционные поэты в 1960-х годов находились под влиянием идей Ахмада Фардида, Сейеда Хоссейна Насра, Дариуша Шайгана и других последователей идей анти-модернизма, которые были преобладающей обсуждаемой темой той эпохи. Можно сказать, что анти-модернизм, который является общей чертой  в работах Аминпура и Харати, является плодом социальной и культурной атмосферы тех лет. Однако постепенно этот взгляд угасает,  и можно видеть, что оба поэта в своих роботах стремятся отойти от модернизма к природе  и простоте сельского быта. 

Салман Харати покинул этот мир очень молодым, но, очевидно, в его стихотворении «Нияеш-ха» («Молитвы»), которое он создал в последние два-три года жизни, можно видеть, что он оставляет свои идеи борьбы с модернизмом, выбирает уединение от шума толпы. В  «Молитвах» он старается передать  своё личное видение мира и фактически находит согласие с ним.  Но смерть обрывает его поэтическое слово…

Как и Салман Харати, Гейсар Аминпур, через некоторое время притупляет острые черты, присущие его стихам, и с помощью идей персидской классической и мистической литературы пытается проникнуть в понятие человеческого существования. Поэтому в своих стихах он повествует о человеческой боли и страданиях, это очевидно в его «дардваре-ха» («Страдание»).  

 

Абдул Джаббар Какаи

Источник: газета «Иран»

 

Прочитано 2356 раз