Суббота, 08 08 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

На соискание Государственной премии Республики Беларусь. Филокартический портрет исторических личностей

Среди работ, номинированных на получение Государственной премии Республики Беларусь, – историко-просветительский проект «В поисках утраченного», автором которого является известный коллекционер член Союза писателей Беларуси Владимир Лиходедов. 

Многогранная деятельность историка, краеведа, коллекционера в последние годы вызывает в белорусском обществе широкий резонанс. В разных газетах и журналах публикуются репродукции открыток из коллекции собирателя, его историко-краеведческие зарисовки, эссе, посвященные разным городам и весям. Иллюстрациями к публикациям служат старые открытки. С завидной регулярностью проходят филокартические выставки на те или другие темы, организованные Владимиром Лиходедовым.

Выходят филокартические альбомы, посвященные отдельным временным явлениям, отдельным адресам Беларуси. В минувшем, 2019-м, году увидела свет целая «гродненская» серия: книги, в которых собраны открытки, рассказывающие о Гродно, Слониме, Сморгони и Новогрудке. Но есть у коллекционера и еще одно ясно выраженное направление филокартического историко-просветительского поиска. Владимир Лиходедов иллюстрирует историческое время через тематические форматы, посвященные известным историческим персонажам. Собиратель своими работами показал, как можно заглянуть в седую старину, рассказывая с помощью иллюстрационного, фотографического, почтового материала о Тадеуше Костюшко и Юлии Словацком, Адаме Мицкевиче и даже… Александре Невском. Открытки, появившиеся гораздо позже, чем время, в котором жили разные исторические личности, убедительно рассказывают о памятниках, объектах, территориях, связанных с великими людьми. Открытки – это и репродукции художественных произведений, посвященных поэтам, государственным деятелям, военачальникам.

И Владимир Лиходедов успешно развивает такое направление в филокартии, как отражение истории Отечества через судьбу, иллюстрационное жизнеописание великих людей. В истории Беларуси, столетиями разделяемой и рассекаемой конфессиями и культурами, есть немало личностей, на первый взгляд, и не принадлежащих нашему Отечеству. Но и разные конфессии, и разных народов культуры обогатили Беларусь и белорусское. А поэты, писатели, композиторы, музыканты, художники, кого полноправно в России, Литве, Латвии, Украине и Польше считают своими, родными и национальными, в большинстве своем не забывали и о Беларуси. Как пример из близкой литературной памяти – творческая судьба неутомимого главного редактора журнала «Новый мир» и великого русского поэта Александра Твардовского. Вот что писал он сам: «Язык, на котором я говорил в детстве, был близок белорусскому. Это определялось не только близостью этнографической границы, но и тем, что предки мои были родом из Минской губернии. Впоследствии, познакомившись с образцами белорусской литературы и фольклора и услыхав живую речь Белоруссии, я почувствовал их как нечто родное мне. Следы этой языковой стихии нетрудно обнаружить во всем, что написано мною в стихах и прозе».

Вот и Адам Мицкевич, гениальный польскоязычный поэт 19 века, гениальный мастер слова, чье творчество, чей жизненный опыт принадлежат всем народам и всем временам, не забывал, что истоки его возвышения – белорусская «малая» Отчизна, помнил, что белорусский язык «самый гармоничный» и самый древний из славянских. В свое время в Беларуси широко было отмечено 210-летие со дня рождения автора «Пана Тадеуша» и «Дзядов». В честь события и в память о поэте, для которого многообразный мир начал открываться в нашем крае, филокартист Владимир Лиходедов тогда приготовил настоящий подарок – альбом   «Адам Мицкевич на старых открытках конца 19 начала 20 века», продолжающий уже известную в Беларуси и за ее пределами серию филокартических изданий «В поисках утраченного».

Адам Мицкевич ушел из жизни в 1855 году. Фотография еще только начинала делать свои первые шаги. А почтовые открытки и вовсе пришли в жизнь наших предков гораздо позже. Но личность Адама Мицкевича с развитием фотографии и с самого начала ее «почтовой» биографии становится одним из интереснейших направлений в филокартии. Профессионалы и любители снимают памятные места, связанные с жизнью поэта, издатели тиражируют репродукции картин, во множестве своем представляющих облик нашего соотечественника. Десятки почтовых открыток – это и иллюстрации к произведениям Мицкевича, выполненные изначально для книжных изданий. Все эти материалы и собирал отдельной коллекцией Владимир Лиходедов многие годы. Как некоторый итог – альбом, разделы которого так и называются:

… Так получилось, что оттиски листов книги перед тем, как им попасть в типографию, мы рассматривали вместе с Петром Казакевичем, который тогда был директором Польского Института  в Минске. Дипломат и культуролог, человек, по роду своей профессии открывший многие страницы в биографии Мицкевича, был поражен объемом проделанной коллекционером работы.

‒ На мой взгляд, и такую филокартическую задачу по представлению жизни и творчества классика польской литературы, уникальной личности в истории польской культуры и Польши вообще, несомненно, должен был выполнить крупный, знающий специалист, ‒ делится впечатлениями Петр Козакевич. ‒ Не умаляя роли коллекционеров в сохранении исторического наследия, я все-таки не мог представить, что человеку-одиночке, собирающему почтовые открытки, проделать такое под силу. Листаю страницы осознанно к тем знаниям о Мицкевиче, которые скопил за многие годы, добавляю нечто новое. Что в таком случае говорить о рядовом читателе, просто с уважением и пиететом относящемся к поэту?!. И еще одно удивление и одна радость: книга такого масштаба появилась в Беларуси, а не в Польше… Верю, что изданию, которое делает честь в целом книгоизданию вашей страны, еще предстоит дорога и за пределы Беларуси – дорога по выставкам и книжным ярмаркам, дорога к читателю других европейских государств.

Так в общем-то и случилось. Сам формат издания, его глубина настолько поразили всех, что филокартический альбом высокие должностные лица дарили гостям Беларуси. О книге много писали в Беларуси и за рубежом. Ее презентовали в зарубежных библиотеках и музеях – в Европе и за океаном.

Следует заметить, что достаточно органично в структуру альбома вписывается текст, автором которого является известный ученый и публицист-культуролог профессор Адам Мальдис. Это не комментарии к публикации открыток. Без проникновенных и эмоционально высвечивающих личность Мицкевича слов книга, состоящая из репродукций почти 400 старых открыток, была бы , конечно же, беднее.

Многие страницы альбома уводят читателя и зрителя за границы нашего Отечества. Адам Мицкевич в годы учебы в Виленском университете – активный участник общества филоматов. И хотя следствие царских властей по деятельности этого общества началось спустя годы после окончания поэтом университета, наказание было суровым. Не столько по степени тюремных мытарств, сколько через осознанное стремление лишить поэта Отечества.  С 1829 года начинаются иные дороги художника слова. Коллекционер Владимир Лиходедов последовательно, страница за страницей, прослеживает путь поэта. Всматриваясь в исторические ландшафты Вильно, Ковно, Санкт-Петербурга, Крыма, а затем Парижа , Лозанны, Стамбула (Константинополя), мы путешествуем вместе с Мицкевичем. И экскурсия эта вовсе не праздная, а скорее – с оттенком осмысления трагической судьбы настоящего художника. Поэт, равных которому не так и много в мировой литературе, большую часть  жизни провел за пределами Беларуси, Польши, Отчизны, которую он в ранние годы отождествлял с Новогрудчиной,   с исторической Литвой. И был, оставался не только художником слова, но и патриотом величайшего масштаба. Независимость Польши во многом сформировалась благодаря романтизму Мицкевича, осмыслению последующими поколениями поляков именно его романтизма и национального горения. Иметь в своем пантеоне личность такого масштаба – гордость для любой нации.

Улицы, названные в честь Мицкевича, памятники и бюсты поэта…Страницы уникального альбома – как будто соприкосновение с живым поэтом. А еще больше – осознание того, кем же был для разных поколений польский Поэт, ответ на вопрос, что значил он в разные времена для поляков, какой силы был и остается его, художника и гражданина, патриотизм… Красноречивость, которая магнитом притягивает, но и позволяет самому стать романтиком, и на открытках, иллюстрирующих водопад Мицкевича в Татрах (а таких в альбоме – не одна, а целых шесть, что свидетельствует о многогранном поиске коллекционера). И реки, вечные путешественники по планете, в мышлении, сознании поляков должны быть персоналиями культуры. Согласитесь, яркий пример искреннего почитания и поклонения, которых, случается, другим народам не всегда хватает.

Альбом Владимира Лиходедова значительно выделяется среди других его работ. Коллекционер, располагая, казалось бы, простым арсеналом для разговора с современником, предстает в роли сведущего и серьезного исторического исследователя. Причем, не только жизни и творчества Адама Мицкевича, но и многогранной польской и белорусской культуры в целом.

… Филокартические издания, посвященные историческим персоналиям, ‒ часть многогранной книгоиздательской работы соискателя на Государственную премию Республики Беларусь. Пройдет время – и, несомненно, Владимир Лиходедов представит читателю, зрителю новые проекты такого характера. Рассказав о классике мировой литературы Адаме Мицкевиче, наверное, коллекционер не оставит в стороне творческую судьбу, жизнь, память Якуба Коласа, Янки Купалы, Владимира Короткевича… И такие альбомы достойно пополнят филокартическую библиотеку «В поисках утраченного».

 

Алесь Карлюкевич

Иллюстрация: «Созвучие»

Прочитано 307 раз