Четверг, 20 02 2020
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Проблемы исследования аксиологической ориентации у исполнителя-вокалиста при освоении эстрадной музыки

  • Суббота, 04 января 2020 09:51

Как известно, ведущее место в развитии духовной сферы личности принадлежит ценностным ориентациям, которые, являясь одним из видов ценностных отношений, определяют тот или иной объект для субъекта и выступают в виде предпочтений, приобретая значение ценностей. Поэтому представленная категория рассматривается как одна из форм общественного сознания, проявляющаяся в реально складывающихся отношениях людей в ходе их общественной жизнедеятельности, о чем в своих трудах отмечают  такие видные ученые как А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Л.Н.Столович, В.П.Тугаринов  и другие.

Аксиологическая  ориентация - одно из основных структурных образований зрелой личности. Именно в ней, по утверждению ученого Б.Г.Ананьева сходятся ее различные психологические характеристики. Несмотря на множественные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, большинство исследователей признают, что особенности их строения и содержания обуславливают направленность профессиональной позиции личности по отношению к тем или иным явлениям окружающей действительности. Именно ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения, включая диспозицию личности (по утверждению В.А. Ядова), ее установки (Д.И. Узнадзе), интересы (И.В. Дубровина).

Тем самым можно наблюдать очевидную координирующая роль ценностных ориентаций по отношению к потребностям и интересам личности, что, в свою очередь, отражается на характере отношения к ценностям духовной культуры, что свидетельствует о том, что они не являются обособленным компонентом сознания, проявляясь на различных уровнях: отношений - потребностей, отношений - установок, отношений - интересов. Аксиологические ориентации предстают в виде системы, определяющей направленность деятельности личности по освоению ценностей через оценку, указывая на характер последующей деятельности. Следовательно, система ценностей выступает важнейшим источником непосредственных мотивов поведения, ближайших стимулов музыкально - исполнительской деятельности.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы по выдвинутой проблеме позволил изучить ее в разных ракурсах: структурные и функциональные особенности, специфика их проявлений в поведении личности и механизмах их формирования. Р

яд авторов трактуют ценностные ориентации, как направленность личности, считая, что они представляют собой общую социальную направленность индивида, которая реализуется в актах его поведения. В философских исследованиях ценностные ориентации личности рассматриваются как вид ценностных отношений субъекта к объекту (А.Г. Здравомыслов, В.С. Цуккерман, В.А. Ядов и др.).             Психологические исследования доказывают наличие в них элементов направленности личности - идеалов, установок, потребностей, интересов (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе). В целом, работы психологов определяют ценностные ориентации как субъективный элемент сознания, складывающийся в результате психофизических реакций, который в конечном счете осуществляет целевую ориентировку поведения (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Д.Н. Узнадзе).Перечисленные  ученые объясняют образование ценностных ориентаций как результат приобщения личности к практике и социальной деятельности, координирующего механизм в  структуре ее сознания и поведения, связывая их с развитием потребностей, интересов, музыкальных вкусов, идеалов, установок, готовности к различным видам деятельности.        Впервые понятие «ценностные ориентации» обосновали А.Г. Здраво-мыслов и В.А. Ядов, трактующие его как систему установок, становление которых обусловлено жизненным опытом личности, под которыми понимается «установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества». Причем, по мнению А.Г. Здравомыслова, следует отличать понятия «ценностные ориентации личности» и «ориентация личности на ценности»: «Ориентация на ценность есть определенное отношение личности к внешним условиям, нормам, идеалам и обычаям, а ценностные ориентации - внутренний компонент осознания и самосознания личности». Следовательно, ориентация на ценности - это реакция внутренней системы ценностных представлений и установок личности на объективно существующие ценности, которая проявляется в виде конкретного отношения к ним. Со своей стороны, подчеркнем, что понятие «отношение» выражает уже конкретную направленность действия ценностных ориентаций личности и соответственно всей мотивационной системы сознания, в которую входят потребность, интерес и вкус. Этот момент представляется особенно важным в рассмотрении уже существующих определений ценностных ориентаций, так как зачастую они трактуются с позиции ориентации на ценности. К ним относятся формулировки ценностных ориентаций в системе отношений к ценностям, такие, как «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выражающихся в его поведении. С другой стороны, ценностные ориентации трактуются как направленность личности на деятельность, характеризуя тем самым качество этого отношения, которые как общая социальная направленность человека, реализуется в актах его поведения.         Данные разносторонние подходы в определении понятия «ценностные ориентации» были проанализированы в монографии Р.П. Шульги, посвященной проблеме ценностно-ориентирующих возможностей искусства.Автор исследования раскрыла содержание понятия «ценностные ориентации» на философском уровне как один из видов ценностных отношений, подчеркнув психологическую суть этого явления как элемента личности структуры, содержащего мотивы, интересы, потребности.           Следует отметить, что ценностные ориентации служат контрольно- регулирующим фактором становления той или иной потребности, интереса.Это связано с тем, что ее система является продуктом воздействия социальной среды, в результате чего происходит выравнивание личностных потребностей до уровня социально значимых: с одной стороны, они играют роль своего рода обратной связи личности с обществом, раскрывают характер вновь возникшей потребности, социально опосредуют ее; с другой - определяют место этой новой потребности в общей, уже сложившейся у личности системе потребностей.           «Ценность» как содержательная категория, принадлежит к числу тех редких понятий, которые, обладая своей собственной спецификой, в то же время вошли в широкий научный «обиход» среди фундаментальных положений, в равной степени апробируемых, как в философии, так и в социологии, психологии, эстетике, педагогике и т.д. Прежде всего отметим, что данное понятие имеет многовековую историю своего существования, накопив в ходе развития общественной практики социально-духовный опыт целого ряда поколений. Апеллируя к нему, каждая из наук использовала его в свойственном ей контексте, исходя из собственных целей и задач. В частности, в философском понимании понятие «ценность» непосредственно связывалось со структурой личности в то время, как в социологическом значении оно причислялось к одному из существенных элементов общего сознания, выступающих в качестве определенных нормативов поведения субъекта. Психологически подходы к рассмотрению указанного явления строятся, в зависимости о конкретной направленности психологического знания, где вопросы, связанные с ценностями, участвуют в генезисе личности, в плане их социализации не говоря уже о взаимодействии онтогенеза ценностей и динамики возрастного развития. Однако, несмотря на многовариантность подходов к проблеме классификации ценностей, в них прослеживается одна существенная особенность, проявляемая в оценке духовных ценностей, превалирующих над всеми другими. Так, ценности, реализуемые в творческой деятельности любого вида, являются по существу продуктивными, созидательными.           Другими словами, как идеенесущее понятие, широко применяемое с разносторонних позиций философами, социологами, психологами, культурологами, педагогами, экономистами и т.д., ценности фигурируют не только как термины и явления, но, как и формы поведения в любом виде деятельности с которой соприкасается индивид, и, в первую очередь, те из них, которые обладают позитивной направленностью, удовлетворяя его потребности и интересы. Значимость ценностей наиболее полно обнаруживается в ходе анализа структуры деятельности личности, непременным условием которой является ориентация, сопровождаемая сознательным выбором объектов, значимых не только в практическом использовании.            Не менее важной характеристикой аксиологических ориентаций  является их связь с идеалами, которые иногда даже включаются в определение ценностей. В своем исследовании А.В. Кирьякова рассматривает три формы существования подобной связи:·       во - первых, ценность может выступать как ценностный идеал, выработанный общественным знанием и содержащий представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими (истина, добро, красота),так и конкретно историческими (монархия, гражданственность и т.д.);·       во - вторых, ценность предстает в объективированной форме, либо в виде произведений материальной и духовной культуры, либо в форме человеческих поступков, являющихся конкретным воплощением общественных идеалов;·       в -третьих, социально - значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации ее поведения.      Проблема ценности музыкального искусства относится к разряду ключевых. Искусство, по образному выражению Л.А. Рапацкой, «является своеобразным хранителем нравственного опыта человечества перед лицом грядущих поколений». Но нравственный императив искусства - лишь одна сторона значения музыкальной культуры для человека. Любое музыкальное произведение обладает с точки зрения воспринимающего большей или меньшей социально - художественной ценностью, то есть тем качеством художественного материала, предмета или явления, обладающими какими-либо полезными свойствами, способными удовлетворить потребности человека, служить его интересам.  Работы С.Ф. Анисимова, Б.И. Додонова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова и другие способствовали пониманию ценностной природы искусства как социального явления. Раскрывая проблемы духовных ценностей, С.Ф. Анисимов утверждает, что «в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно  высшего: добро- нравственно - высшее, красота - эстетически высшее, истина – высшая ценность в познании, справедливость - высшая ценность в политико - правовом ряду ценностей и т.д.». Нетрудно заметить, что произведения музыкального искусства способны раскрывать для субъекта всю гамму общечеловеческих ценностей, что делает музыкальную культуру незаменимой для полноценного развития и становления личности.        Музыковедческий аспект проблемы ценности музыкального произведения раскрыт в исследованиях А.Н. Сохора, В.И. Холоповой, Т.В.Чередниченко, В.С. Цуккермана и других, которые имеют важное значение в развитии ценностной теории. Так, В.И. Холопова в своей книге «Музыка как вид искусства» предлагает своеобразный «квадрат» ценностных критериев (позитивность, крупность, оригинальность, полнота выражения), обоснованный на смыкании категорий музыкознания, эстетики и этики.         В своем исследовании А.Н. Сохор определяет ценность музыкального произведения наличием потенциальной и актуальной его сторон. По мнению ученого, потенциальная сущность определяется достоинством зафиксированной, овеществленной в нем творческой деятельности автора: талантливостью, идейно - эстетической прогрессивностью, богатством выдумки, мастерством и т.д. Актуальная сторона ценности выявляет соответствие произведения потребностям данного конкретного общества, основываясь только на потенциальной. Ценность музыкального произведения заключается не только в том, что оно иллюстрирует своими средствами моральную, политическую или философскую идеи, но и в том, что оно возбуждает в нас идеи особого рода - эстетические, которые представляют собой всю гамму эстетического восприятия красоты, стремления к прекрасному, высшему идеалу, что составляет высшую ценность любого вида искусства.        Теоретическое осмысление проблемы аксиологической ориентации музыкального искусства будет неполным без анализа функциональных возможностей искусства как такового, как мощность средства формирования духовной сферы личности исполнителя. Основанием для такого анализа служат общеэстетические выводы о полифункциональном воздействии на личность произведений музыкального искусства. Исследователи не раз предпринимали попытки упорядочить их, классифицируя функции сообразно тому или иному основанию. В частности, Ю.А.Лукин комплексный анализ искусства усматривает в единстве с гносеологической, социальной, педагогической, воспитательной, социально - организующей и эстетической функций, а Л.Н. Столович, анализируя природу эстетической ценности, берет в основание практически-деятельностный подход, выделяя в качестве системообразующих - познавательно-оценочную, социально-воспитательную, коммуникативную и творчески-воспитательную функции, выделяя в структуре искусства такие компоненты, как знак, конструкция, знание и оценка, М.С. Каган характеризует и соответственные им функции - просветительскую, коммуникативную, воспитательную и гедонистическую. Оригинальные классификации искусства имеются в работе А.Ф. Еремеева  и ряда других исследователей. Нет ничего удивительного в обилии такого рода схем и конструкций, ведь этот сложный феномен при рассмотрении с различных точек зрения и проявляет себя по-разному. И неудивительно, что ни одна из приведенных классификационных характеристик не может быть универсальной.             Обобщая функциональные исследования музыкального искусства, можно представить систему его функций следующим образом: в группу просветительских функций музыкального искусства, которые «несут в себе определенный род знаний о жизни», можно включить так же гносеологическую и семиотическую функции. Первая включает в себя знания, сведения, суждения, теории и прочее, а вторая – различную степень их формации.            Что же касается отбора вокально - эстрадных произведений, с которыми будет соприкасаться будущий музыкант - исполнитель в ходе постижения им основ эстрадно-музыкального искусства, то он должен осуществляться с учетом разнообразных и порой противопоставляемых друг другу музыкальных вкусов и пристрастий, распространенных в молодежной среде, где, наряду с массовой песней и легкой развлекательной музыкой танцевального характера в учебный репертуар должны войти и песни бардов, и рок-композиции, и джазовые импровизации, требующие вдумчивого «погружения» в мир их индивидуальной образности и определенного психологического настроя. Но, вместе с тем, не следует забывать о реально существующей молодежной субкультуре, захватившей сферу влияния, в основном, в подростковый и ранний юношеский возраст - фактор, с которым нельзя не считаться. Это наиболее уязвимая с точки зрения художественных и музыкальных достоинств часть современной эстрадной музыки, которая, в силу неопытности и незрелости ценностных ориентаций ее слушательской аудитории, становится практически единственным источником получаемой ею музыкальных впечатлений.           Сказанное свидетельствует о том, что, прививая будущим исполнителям - вокалистам оценочные критерии в отношении эстрадного музыкального искусства, складывающиеся на базе теоретических знаний и собственных музыкальных суждений, тем самым обеспечиваются необходимые предпосылки для формирования у них ценностных ориентаций, продуктивность которых, в свою очередь, во многом зависит от художественного уровня привлекаемых к изучению образцов произведений, соотношением в них музыки и текста, мелодии и ритма, особенностями их метроритма, ладо-гармонической сферы и т.п. К этим существенным факторам следует отнести и разные исполнительские трактовки одних и тех же музыкальных сочинений, довольно часто практикуемые в творческой среде и дающие дополнительную информацию об особенностях функционирования эстрадного жанра в условиях жесткой конкуренции, стилистических особенностей в поисках собственного выражения, дефицита ярких талантливых песен и их интерпретации на фоне низкопробных песен - однодневок, солистов и групп, не представляющих собой художественной ценности для массовой аудитории слушателей. Исходя из данного контекста, сопоставительный анализ музыкальных образцов, отличающихся манерой исполнения, способствует наиболее цельному осмыслению их музыкально-поэтического замысла, так как в его передаче очень важна выразительность вокального исполнения, а не только техника пения. То же самое относится и к области ансамблевого звучания, вокального и инструментального, где, например, многое обусловлено качеством исполнения на музыкальном инструменте и функциональных особенностей, нацеленных на достижение его соразмерности и согласованности. Оттого, насколько профессионально будет исполнена та или иная интерпретация изучаемого эстрадного вокального произведения, зависит степень его восприятия обучающимися, последующая оценка ими художественной значимости сочинения, каждая из которых, складываясь в определенную сумму оценочных представлений о массовой музыкальной культуре, участвует в формировании выработанных на их основе ценностных ориентаций.

Жизненный путь и профессиональная деятельность артиста эстрады так или иначе складывается под воздействием самых разнообразных факторов, весь спектр которых, на наш взгляд, пронизан понятиями «духовное» и «социальное», которые при всей их взаимосвязи выполняют свои особые функции. «Социальное» ставит его перед необходимостью выстраивать стратегию и тактику музыкального исполнительства в соответствии с актуальными потребностями культурно - общественной практики, в то время как «духовное» направляет данный процесс в русло гуманистического, индивидуально-творческого начала, позволяя каждому исполнителю сохранить и умножить свои духовные силы, веру в справедливость, добро и красоту. 

Мы не склонны противопоставлять обозначенные «векторы» профессионального творчества вокалиста эстрадного искусства, так как «социальное» во всех своих ипостасях должно, по нашему убеждению, просматриваться исполнителем сквозь призму «духовного». В нашем понимании это означает, что в «социальном» он обязан выделить те профессионально - значимые ценностные приоритеты, которые открывают ему духовное измерение деяний, вводя его в ту атмосферу, где живет, творится и сияет «истинное искусство» (по утверждению И.А. Ильина), то есть те ценности, которые взывают к творчеству, к созиданию, к обретению духовно - нравственной силы, которые с полным правом можно было бы отнести к социально-ценностным доминантам профессиональных ориентаций. На этой основе выстраивается представление о том, что в логико - содержательном плане ценностные ориентации содержат специфическую (социально - ценностную, духовно - личностную по характеру) форму профессионально-ориентированного аксиологического выбора, выражающего (на эмоционально - оценочном, художественно-интеллектуальном и деятельно- практическом уровнях) совокупность отношений и установок музыканта -вокалиста эстрады к различным социокультурным и профессиональным ценностям, в первую очередь, к важнейшим из них - музыкальному искусству, слушателям, к реальному исполнительскому процессу. Ведущими его социально -ценностными профессиональными ориентациями правомерно считать: духовность, заключенную в музыкальном искусстве, музыкальном произведении; гуманно-личностное отношение к окружающей действительности; осознание особой миссии общества; установка на профессиональное самообразование. 

Таким образом, общая «картина» ориентационных доминант, соответствия их содержанию ценностных феноменов музыкально – исполнительской деятельности вокалиста эстрады, по нашему мнению, может быть сведена к следующему ряду: ценности - цели музыкально - исполнительской деятельности; ценности - содержание музыкального искусства; ценности – способы музыкально - исполнительской деятельности; ценности - средства музыкально - исполнительской деятельности; ценности - отношения между субъектами музыкально - исполнительской деятельности; ценности - качества ее субъектов; ценности - результат музыкально - исполнительского взаимодействия.          Социально - ценностный смысл профессиональных ориентаций артиста - вокалиста эстрады наиболее зримо находит свое проявление, на наш взгляд, в функциях, которые они выполняют: во «внешней» функции, когда аксиологические ориентации становятся средством отображения в социокультурном, в том числе профессиональном пространстве, и во «внутренней» функции, связанной с ориентировкой на самопознание, самоанализ своего духовного и профессионального «Я» с целью дальнейшего его обогащения и совершенствования. С первой из указанных функций заключено его отношение к ведущим задачам и содержанию эстрадного искусства, осознание их в широкой исполнительской практике. Роль второй функции связана со стремлением музыканта - исполнителя расширить свой профессиональный кругозор, с установкой на постоянное накопление новых знаний и умений, выраженных в стремлении обрести свою систему художественно - воспитательных средств воздействия на сферу сознания; в творческом отборе и включении музыкального материала в репертуар; в готовности совершенствовать различные стороны своей профессиональной деятельности посредством самоанализа и других методов познания и преобразования музыкальной действительности; в установке на постоянное совершенствование своего внутреннего духовного мира (З.В. Румянцева, И‚С‚ Назарова).

Н.Нугманова

Магистрант Казахской

Национальной Академии искусств

им.Т.Жургенова

Республика Казахстан   



 

Прочитано 299 раз