Созвучие сердец

Шоу для бесстрашных поэтов в Узбекистане

Талантливые студенты со всех регионов собрались в Ташкенте на одну неделю, чтобы подготовиться к Поэтри-Слэму. Преподаватели Фонда им. Роберта Боша, Ингрид Ландес и Симон Кречмер организовали мастерскую Поэтри-Слэма и провели мероприятие при поддержке Посольства Германии в Ташкенте и Гёте-Института в Ташкенте.

Мастерская проходила с 6 по 11 Марта в Узбекском государственном университете мировых языков под девизом «Открой в себе поэта!». Студенты, изучающие немецкий язык, и владеющие им на уровне выше среднего, могли на одну неделю окунуться в мир творческого письма, посетить постановочные семинары и, наконец, выступить на сцене перед публикой со своими стихами. 

Вокруг Поэтри-Слэма за 7 дней

 

Перед Базаром Чорсу стоят 20 студентов из разных регионов Узбекистана. «Постарайтесь сосредоточиться ни на том, что видите, а на запахах, звуках и цветах. Из полученных впечатлений напишите стих о базаре», — объясняет участникам задание Поэт Мориц Гаузе, который в настоящее время работает в языковом центре в Бишкеке. Морица Гаузе пригласили в Ташкент специально для недельной мастерской Поэтри-Слэма poetICH (с немецкого языка Poet ich — «я поэт»).

Стихи сочинять — не значит рифмовать

В первый день несколько участников выразили страх, что им не под силу написать стих. «Мне было любопытно, как же пройдёт эта неделя. Честно говоря, я боялась, что не смогу написать ни один стих, так как раньше я этого не пробовала», говорит Комила Абдуллаева, студентка из Ургенча. После нескольких дней интенсивной работы в двух группах, участники играючи подходили к работе со словами и фантазией. «Мы писали стихи, идущие от сердца, ходили на базар, в Хаст-Имам, и открывали эти места по-новому, так сказать, как поэты. Мне было очень интересно», делится Комила.

Мориц Гаузе учил студентов создавать сильные образы в своих стихах и расширил представление о том, что можёт считаться стихом, так как для многих стих без рифмы до мастерской Поэтри-Слэма не считался приемлемым. Главное для того, чтобы стать поэтом, по словам Морица, это выражать те мысли, эмоции и опыт, которые есть внутри и просятся наружу.

Постановочные семинары, как способ самовыражения

После того, как у каждого участника был минимум один текст, Петр Шёнхерр, преподаватель Фонда им. Роберта Боша в Бишкеке, учил, как лучше всего презентовать свой текст на сцене: «На сцене царят  свои правила, которыми стоит руководствоваться. Так, участники учились повышать и понижать голос, содрогаться от ярости, дрожать от страха и прыгать от радости. Они учились искать свой голос. Мы практиковали как слово, так и молчание. Участники были воодушевлены и мотивированы, это был настоящий праздник для всех».

«В начале цикла семинаров, мы получили задание прочитать стих на камеру, и затем, на последнем семинаре мы читали тот же стих для сравнения. Я был поражён, насколько чётче и выразительнее все читали после полученных знаний», говорит Мирзохид Бобокулов, студент из Самарканда. Комила добавила: «В особенности  мне помогло упражнение с проработкой произношения гласных. Петер меня побудил не просто зачитывать свой текст, а играть при этом роль, чтобы погрузить публику в определенную атмосферу и создать особое настроение».

Как прошёл Поэтри-Слэм?

Выступление юных поэтов на сцене Гёте-Иститута в формате Поэтри-Слэма было кульминацией проекта. Полуфинал состоял из четырех раундов, состоящих из четырех или пяти участников, один из которых выходил в финал. Победитель определялся по громкости и продолжительности аплодисментов. Публика была отзывчивой и активной, в некоторых раундах реакция на стих или прозу разных участников была почти идентичной, что добавляло накала к поэтическому сражению. На суд зрителей были представлены тексты с различными стилями и формами подачи. Победу одержала Радмила Расулева, выпускница Сингапурского Института Развития Менеджмента в Ташкенте. Все участники мастерской Поэтри-Слэма были награждены сертификатами за участие.

 

Для справки:

От английского poetrslam — «поэтическое сражение». Даже если есть приставка «poetry», текстом может быть не только стих, но и речь, проза, миниатюра, хип-хоп. Главное, чтобы автором был сам участник. Единственным судьей поэтического сражения является публика. Победитель определяется по громкости и продолжительности аплодисментов.

Радмила Расулева

Источник: kultura.uz