Суббота, 17 04 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Ивье и окрестности

  • Четверг, 25 февраля 2021 08:58
  • Автор  Сугучча

Если у вас появится желание отправиться на Гродненщину, в Ивье, то выбирайтесь из горячего, суетного Минска на целый день, выезжайте как можно раньше, а еще – спланируйте свое путешествие на все выходные. Впереди – весна и такое желанное лето. Переночевать можно и в палатке. Впрочем, если начнете готовиться к поездке заранее, позвоните в  гостиницу, что расположена в Ивье по улице 1 Мая. Двухместный номер стоит недорого.

И в первый день, зная, что ночлег вам гарантирован, можно  в Ивье ехать только к вечеру. А для начала, когда пересечете границу Минской и Гроднеской областей, Воложинского и Ивьевского  районов, отправляйтесь в Трабы. В центре деревни – костёл Рождества Богородицы. Построен из кирпича в начале XX века. Памятник архитектуры неоготики. Прежде чем обозревать костёл, давайте познакомимся и с самой деревней. Её хозяева из средних веков – Гоштольды, Радзивиллы, Зеньковичи. Около двух столетий, начиная с 1569 года, Трабы некоторое время были собственностью даже короля Речи Посполитой. В 1784 году в деревне построили церковь. В девятнадцатом веке в Трабах, где в мире и согласии уживались католики, православные и иудеи, работали суконная мануфактура (156 рабочих! по тем временам коллектив самый что ни есть серьезный)  и металлическая мастерская. А подростки обретали первые знания в народном училище и хедерах – еврейских начальных религиозных школах.

Костёл в Трабах впечатляет. Прямоугольный по своей планировке, вроде простой, но это только на первый взгляд. Две башни и множество других архитектурных деталей будто приподнимают храм над землёй, уводят его в поднебесье. Изумительное место для фотосъёмок.

Из Трабов двигаемся в Геранёны. Дорога не самая прямая, придётся немного покружить. Но встреча с прославленным местечком того стоит. Кстати, если бы мы отправились в путешествие несколько столетий назад, то в Геранёны нынешние могли бы так запросто не попасть. Деревня Зыгмунтишки называлась Геранёнами Старыми. Местечко Субботники – Геранёнами Монивидовыми. А вот поселение, к которому мы устремились нынче, - Геранёнами Гаштольдовыми. Именно здесь во времена безвластия, в 1575 году, прошло несколько съездов шляхты. При короле Августе III (1733 – 63) Геранёны получили магдебургское право. Есть и другие источники, утверждающие, что случилось это еще в 1630-ые… Был у поселения и свой герб: в зелёном поле пронизанное мечом сердце. Но главная достопримечательность Геранёнов в разные века – оборонительный замок, построенный на рубеже 15-16 столетий. До наших времён остались только руины. Уже и Наполеон Орда в девятнадцатом веке лицезрел лишь разрушенные стены, фундамент былого форпоста…Их и зарисовал. В альбоме известного графика рисунок сопровождает текст следующего содержания: «…Согласно древним хроникам, Геранёны были подарены великим князем Эрдзивиллом военачальнику Грумпю, сын которого Гаштольд стал основателем рода Гаштольдов, угасшего в 1542 году. Здесь в 1538 году жила Барбара Радзивилл, будущая жена Станислава Гаштольда. Сейчас – владение Милевских».

Наполеон Орда оказался немногословным в части текста, касающегося Барабары Радзивилл…Королева польская, вторая жена  Жигимонта II Августа – один из самых ярких персонажей не только исторических мемуаров  средневековья, но и художественной литературы на протяжении многих столетий. Можно даже не рыться в собрании пыльных фолиантов, а стоит только заглянуть на страницы драматической поэмы нашей современницы лауреата Государственной премии Республики Беларусь Раисы Боровиковой «Барбара Радзивилл»… Правда, Геранёны там присутствуют больше как косвенное воспоминание. Пожалуй, лишь только единожды, чтобы немного остудить горячий романтический жар любви, брат Барбары Николай Рудой Радзивилл советует сестре: «Мо паедзь у Геранёны?/ Хай будзе Аўгуст цалкам адлучоны!..”

Из Геранёнов настоящих двигаемся в Геранёны Монивидовы – сегодняшние Субботники…В польской историко-краеведческой литературе им отдельная биография посвящена - книга «Мои Субботники». Впрочем, на памятки исследователей поселению, которое упоминается с начала 17 столетия, повезло. Чеслав Янковский в конце девятнадцатого века издал в Санкт-Петербурге четырехтомный труд «Уезд Ошмянский…». А местечко Субботники во второй половине позапрошлого – в начале прошлого столетия являлось  центром волости Ошмянского уезда. В 1636 году князь Альберт Радзивилл выделил деньги для строительства в Субботниках костёла. Сооруженный из дерева, до наших дней он не сохранился. Зато взгляд сегодняшних туристов порадует величественный костёл святого Владислава. Его время отсчета – с 1907 года.

Но будем спешить. Впереди у нас – Ивье. Некогда оно было центром арианства. Забытое сегодня течение, смысл которого заключается в отрицании равенства Христа с Богом-отцом. Арианства придерживались часть духовенства и простые горожане. Но епископы в большинстве своем враждебно ставились к течению, осужденному еще в 325 году. В 16 веке идеи арианства возродились среди реформаторов. И как всякая ересь, способствовали развитию науки, просвещения. Благодаря новому витку в судьбе арианства в Ивье были открыты типография и школа. Книги привносили в историческое пространство новизну, заставляли, пусть себе и небольшую часть общества, думать. Даже, если в тех ивьевских фолиантах и было немало противоречий, всё равно они двигали время вперед. «…Противоречие привлекает внимание, его возбуждает, оживляет, превращает в размышление, делает его плодотворным…» С мыслью о плодотворности разных еретиков, олицетворяя их деятельность с просвещением, и отправляйтесь воскресным днем в неспешную прогулку по маленькому в общем-то городку Ивье. Наведайтесь в костёл, который изначально построил здесь  в 1600 году Станислав Кишка. Правда, и этому храму хватило самого разного рода испытаний. Пожар, переустройство, реконструкция… В сегодняшнем интерьере Петропавловского костёла, вокруг которого мило расположились одноэтажные деревянные домики горожан, - 6 алтарей из второй половины восемнадцатого столетия. Особое внимание своими цветами, красками привлекает главный алтарь.

В центре города – деревянная мечеть рождением из  1884... Кстати, следует напомнить, что Ивье считается столицей белорусских татар. И если кто в Беларуси не знает об этом, в татарском, мусульманском мире у небольшого гродненского райцентра – свои приоритеты. По крайней мере лично мне об этом напомнили сразу два известных российских литератора: народные поэты Татарстана Роберт Миннуллин и Ренат Харис, которые гостили в Беларуси.  Роберт – еще и известный политик, депутат Государственной думы Республики Татарстан нескольких созывов. Оба много делали и делают для развития белорусско-татарских литературных связей. Когда пригласил их наведаться в Беларусь, едва ли не в один голос спросили: «А в Ивье съездим..?» Кстати, Ренат Харрис – переводчик на татарский стихотворения нашего первопечатника Франциска Скорины. Недавно и в Минске опубликована поэтическая книга татарского поэта. Перевел стихотворения Рената Хариса на белорусский язык поэт Виктор Шнип. Жаль, что не так не стало Роберта Миннуллина – и я уже не смогу пригласить его в Ивье…

А вы загляните еще и в Юратишки, откройте для гостей радушный многонациональный край, где уживаются разные религии и разные культуры одного народа Беларуси.

 

Алесь Карлюкевич

Фото: Википедия

Прочитано 39 раз Последнее изменение Четверг, 25 февраля 2021 13:57