Вторник, 03 08 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Родиноведение. По ком тоскуют «Партизанские мадонны»

Михаил Андреевич Савицкий (1922—2010) — в белорусском искусстве фигура, без преувеличения, легендарная. Его имя давно стало хрестоматийным, а судьба выдающегося творца тесно переплетена с судьбой родной страны. 

Родился Савицкий 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области в семье крестьянина. В 1940 году, после окончания школы, был призван в ряды Красной Армии, с начала войны принимал участие в обороне Севастополя в составе 345-й стрелковой дивизии, с 4 июля 1942 года до 29 апреля 1945 года находился в плену в концлагерях в Дюссельдорфе, Бухенвальде , Миттельбау-Доре, Дахау. После освобождения из лагеря продолжал службу в Советской Армии. В 25-летнем возрасте Савицкий выбрал профессию художника, окончил Минское художественное училище (курс знаменитого Валентина Волкова), потом поехал в Москву — учиться в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова у Дмитрия Мочальского. Он выпустился с красным дипломом, а дипломное живописное произведение «Песня» (1957) было сразу куплено в коллекцию Национального художественного музея Республики Беларусь.

Известность и популярность к художнику пришли в 1960-е годы и были связаны с новыми веяниями в изобразительном искусстве. Это было время «хрущевской оттепели» — время, когда искусство искало новый взгляд на действительность, время становления принципов «сурового стиля» в советском искусстве, время формирования ярких индивидуальностей. Михаил Савицкий вошел в искусство со своим пониманием роли художника и творчества в обществе, со своей личной позицией, с отличительным, новым взглядом на военную тему. В отличие от художников 1940-1950-х годов, которые стремились создать героическую летопись военных лет, Михаил Савицкий рассказывал о трагическое явлении, о нечеловеческих испытаниях, которые выпали на долю людей в годы военного лихолетья. Его искусство всегда вызывало неподдельный интерес, споры и полемику, так как в нем сочетались и трагедия, и мужество, и красота одновременно.

«Партизаны» (1963) — первая работа, в которой отметился драматический и напряженный стиль художника. Фрагментарность композиции и монохромное, почти черно-белое, колористическое решение полотна напоминают кадр из хроники. Тема картины — прощание перед боевым заданием — преподносится как попытка зафиксировать решающий момент в жизни человека. Именно из таких моментов и состояли военные будни Беларуси. Неизвестно, встретятся эти люди еще раз, а может, это прощание навсегда?..

Партизаны. 1963. Холст, масло. 125х135.

Партизаны. 1963. Холст, масло. 125х135.

Неоднократно художник обращался к партизанской тематике и каждый раз делал это неординарно и эмоционально проникновенно. Масштабное, монументальное полотно «Витебские ворота» (1967) рассказывает о трагедии беженцев войны. Витебские, или Суражские, ворота — условное название сорокакилометрового прохода между советской и оккупированной территорией, который существовал семь месяцев (февраль — сентябрь 1942 года) и защищался партизанами Витебщины, в том числе легендарным отрядом «Батьки Миная». Существование такого относительно свободного прохода позволило вывести в советский тыл около 200 тысяч человек мирного населения, а с советской стороны на оккупированные территории переходили диверсионные группы, ввозилось оружие, боеприпасы, медикаменты, литература. Это был один из важнейших стратегических пунктов развития партизанского движения в Беларуси. Михаил Савицкий нашел очень точную аллегорию этим событиям. Главные герои его живописного полотна — поток женщин, детей, стариков, раненых воинов, покидающих родные места пешком; все, что они забрали с собой, несут за плечами в простынях или в сумках в руках. Партизаны за холмами идут в противоположном направлении, они защищают эту толпу. Общая композиция полотна — с высоты, очень высокая линия горизонта и ярко-красная полоса неба — зарево войны. Самое выразительное на картине — образы написанных персонажей. Мы видим сдержанные, обособленные, сосредоточенные лица. Люди идут в трагическом молчании, и внутреннее размышление каждого складывается в общую симфонию о тяжелой судьбе белорусского народа во время войны.Витебские ворота. 1967. Холст, масло. 249х300.

Витебские ворота. 1967. Холст, масло. 249х300.

Огромный резонанс в советском искусстве вызвала картина Михаила Савицкого «Партизанская мадонна» (1967), которая экспонировалась на всесоюзной выставке, получила серебряную медаль Академии художеств СССР и впоследствии была приобретена в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Для советского искусства это была настоящая революция, ведь такой трактовки женского образа военных времен до Савицкого не было ни у кого. В данной картине художник соединил целый ряд определяющих символов. Центральный образ — мать с ребенком. Сакральный христианский образ подается как мадонна времен Великой Отечественной войны. Юная женщина с младенцем сидит на фоне поля с рожью и жнецов, а рядом с ней с одной стороны — три винтовки, которые стоят шалашом, и партизан на лошади, а с другой — печальная пожилая женщина. Фигура Мадонны пропитана невозмутимым спокойствием, и эта уверенность — гимн победы жизни над смертью.

По личной просьбе тогдашнего директора Государственного художественного музея БССР Елены Васильевны Аладовой Михаил Савицкий создал в 1978 году авторский вариант полотна, называется «Партизанская мадонна (Минская)» — для него художник сделал другую композицию. За основу была взята известная картина эпохи Возрождения «Сикстинская мадонна» Рафаэля — и это не случайно. Работа Рафаэля во время войны вместе с другими произведениями была спрятана в заброшенной каменоломни под Дрезденом. В мае 1945 года картину нашли советские войска, и она попала в хранилище Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским сбором властям ГДР в 1955 году. Перед этим «Мадонна» Рафаэля была представлена ​​московской публике. В то время Михаил Савицкий учился в Москве и видел эту выставку.

В картине «Партизанская Мадонна (Минская)» (1978) художник поднимает тему гуманизма. Вместо библейских персонажей художник показывает простых людей, свидетелей чумы ХХ века — фашизма. В отличие от Мадонны Рафаэля партизанская мадонна Савицкого предстает на фоне земного белорусского пейзажа. В своем творчестве Савицкий разработал новую концепцию гуманизма — это гуманизм человека, пережившего войну, который прекрасно понимает цену человеческой жизни и осознает, какая тонкая граница разрушения мира. Это стало основным манифестом художника: никогда нельзя забывать про самую страшную катастрофу человечества — войну, которой всегда противопоставляется жизнь.

Безусловно, Михаил Савицкий обращался не только к военным сюжетам. Разрабатывая другие темы и жанры, создавая исторические, бытовые картины или портреты современников, выдающихся деятелей культуры и общества, он оставался верен своим концептуальным принципам: главное — это человек-личность, его моральный облик.

Партизанская мадонна (Минская). 1978. Холст, масло. 207х142.

Партизанская мадонна (Минская). 1978. Холст, масло. 207х142.

Бурные споры в обществе вызвала серия произведений Михаила Савицкого «Цифры на сердце» (1976—1987), посвященная узникам концлагерей. Многие говорили, что подобные ужасные вещи не должны быть объектом искусства. А Савицкий отвечал: «Сама атмосфера нашего века вызывает жгучую тревогу за судьбу красивой планеты и ее главное сокровище — человека. Каждый из нас отвечает за будущее. Вследствие этой ответственности я не имею права молчать. Мне пришлось быть свидетелем чудовищных преступлений». Эта серия прежде всего была создана как протест против зла, чтобы никогда не забыли миллионы тех, кто погиб в концлагерях, чтобы никогда не повторились те страшные преступления.

Именно под Савицкого, чтобы продолжать традиции реалистического искусства, в 1980 году в Минске были созданы Творческие академические мастерские Академии художеств СССР для последипломного образования художников по живописи, скульптуре и графике. Сам Савицкий говорил так: «Я сторонник реалистической школы и считаю искусство носителем ценностей, неподвластных времени. И в этом его сила и мощь. Таких принципов я всегда придерживался и буду придерживаться...» Творческие академические мастерские живописи, скульптуры и графики Министерства культуры Республики Беларусь продолжали работать, пока был жив их руководитель — до 2010 года. За тридцать лет Михаил Савицкий воспитал несколько поколений художников, различных по своим творческим методам и направлениям. Но главное, чему учил маэстро, — это активная социальная позиция, высокие моральные качества художника. Время формирует личность, но и личность формирует время, нельзя оставаться равнодушным к обществу и действительности.

За свою жизнь Михаил Савицкий был неоднократно отмечен почетными званиями и наградами, орденами: заслуженный деятель искусств БССР (1970), народный художник БССР (1972) и СССР (1978), первый среди деятелей культуры Герой Беларуси (2006), действительный член Академии художеств СССР с 1983-го, Национальной академии наук Беларуси (1995), Международной славянской академии (1996), Международной академии наук (2002), лауреат Государственных премий Беларуси (1970, 1980, 1998), СССР (1973), Международной премии Андрея Первозванного в номинации «За Веру и Верность» (2000), специальной премии Президидента Республики Беларусь в области изобразительного искусства (2002), Международной премии имени М. А. Шолохова (2002), премии Союзного государства Беларуси и России в области литературы и искусства (2004), первый кавалер ордена Франциска Скорины с 1997 года, почетный гражданин Минска с 2001-го.

В 2012 году в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, где существует постоянная экспозиция произведений художника, сделанных за 60 лет плодотворной работы, без перерывов и выходных от искусства.

Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник отдела современного белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь

Источник: Звязда

Прочитано 4724 раз